Пролемные ученики в классе - что делать?

Часто в школе есть ученики, которые систематически нарушают дисциплину, задирают детей, срывают уроки, отвлекают учителей, что приводит к неуспеваемости всего класса и, в целом, негативно влияют на психологический климат. В этот момент роль родительского комитета становится особенно важной. Родком в подобных случаях может выступать инициатором и координатором действий, тесно сотрудничая с педагогами и администрацией школы.

Инициирование обсуждения
Родком вправе организовать внеплановое собрание родителей класса для обсуждения возникшей проблемы. Это позволит выработать единую стратегию действий и определить меры поддержки как для учителей, так и для учеников.
Обращение к школьной администрации
Оперативному реагированию может способствовать коллективное обращение родителей к администрации школы. Важно изложить факты нарушения дисциплины, приложить письменные жалобы с подписями родителей.
Дополнительная помощь
По инициативе родкома возможно приглашение дополнительных специалистов — психологов, социальных педагогов — для проведения психологической работы с проблемным учеником. Это может помочь в выявлении и устранении причин вызывающего поведения ребенка.
Если поведение ученика выходит за рамки школьной дисциплины: употребление алкоголя/наркотиков, нецензурная брань в общественных местах, систематические прогулы - инициируется вызов инспектора по делам несовершеннолетних. Цель в этом случае - не наказание, а помощь ребенку в преодолении трудностей и возвращении к нормальной социальной жизни.
Поддержка педагогов
В силах родительского комитета также оказание моральной и организационной поддержки учителям, которые столкнулись с проблемными школьниками. Это, например: участие в классных мероприятиях, помощь в организации дополнительных занятий или просто выражение благодарности.
Ведь при отсутствии должной поддержки, педагоги перегружаются, что негативно сказывается на их деятельности и настрое в школе. Это может привести к отказу работать с определенным классом или даже к увольнению из школы. Поэтому важно своевременно решать вопросы с проблемными учениками, чтобы предотвратить негативные последствия для коллектива.
Ограничения и законодательные аспекты
Важно понимать, что отчисление ученика - крайняя мера, регулируемая законодательством РФ. Согласно ст. 43 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, меры дисциплинарного взыскания, включая отчисление, не применяются к обучающимся, не достигшим возраста 15 лет, а также к детям с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, дисциплинарные меры не допускаются во время болезни обучающегося, каникул или академического отпуска.
Для учеников, достигших 15-летнего возраста, отчисление возможно только при соблюдении следующих условий:
- Неоднократные дисциплинарные проступки: ученик систематически нарушает устав школы или правила внутреннего распорядка.
- Безрезультатность мер: замечания, выговоры и педагогическое воздействие не привели к улучшению поведения.
- Негативное влияние на окружающих: пребывание проблемного ученика в школе оказывает отрицательное воздействие на других обучающихся, нарушает их права, а также права работников образовательной организации.
- Согласие соответствующих органов: решение об отчислении принимается с учетом мнения родителей ученика, с согласия комиссии и утверждается приказом директора школы.
В теории существует еще практика разработки индивидуального образовательного маршрута. Т.е. это создание адаптированной программы обучения для конкретного ученика, которая будет учитывать его особенности и может привести к улучшению поведения и успеваемости. Однако на деле это трудоемкий процесс, требующий доп. ресурсов школы и усилий педагогов.
По статистике Министерства просвещения РФ случаи отчисления учащихся являются редкостью. Но работа с проблемными учениками требует терпения, профессионализма и четкого соблюдения законодательных норм. Только совместные усилия родительского комитета и педагогов способны создать благоприятную образовательную среду для всех участников учебного процесса.